Заголовок Библейский стих Дата Серии
Иисус Христос Источник Жизни 22.11.2015
Важность Истины Во Все Времена 18.10.2015
Жатва 11.10.2015
Иисус Христос Наш Первосвяшеник 04.10.2015
Псалтирь 91 09.09.2015
У Kреста 06.09.2015
VladimirVovchenko_08_23_15 23.08.2015
VladimirVovchenko_08_16_15 16.08.2015
VladimirVovchenko_07_26_15 26.07.2015
VladimirVovchenko_07_12_15 12.07.2015
Бог Говорит К Евреям 1:1-2 14.06.2015 К Евреям
Иисус Страдал За Нас Исаия 50:6 07.06.2015 Вечерия Господня
Долготерпение К Галатам 5:22-23 31.05.2015 Духовные Плоды
Духовное Материнство К Титу 2:2-5 10.05.2015 День Матери
Воскресение Иисуса Христа 1-е Коринфянам 15:12-19 05.04.2015 Пасха
Жизнь Духом К Галатам 6:11-18 22.03.2015 К Галатам
Исправление Согрешившего К Галатам 5:26
К Галатам 6:1-5
22.02.2015 К Галатам
Грех Иакова 1:13-16 01.02.2015 Вечерия Господня
Поступайте по Духy К Галатам 5:24-25 18.01.2015 Духовные Плоды
Псалом Асафа Псалтирь 73 07.01.2015 Псалтирь
Заголовок Описание
Крещение
Мир с Богом
От Иоанна

Название четвертого Евангелия соответствует образцу остальных Евангелий. Оно было названо сначала «Согласно Иоанну», а слово «Евангелие», как и в других книгах, было добавлено позже.

Автор и время написания

Хотя в Евангелии нет имени автора, ранняя церковь решительно и единогласно называет автором Апостола Иоанна. Отец ранней церкви Ириней (ок. 130-200 г. по Р.Х.) был учеником Поликарпа (ок. 70-160 г. по Р.Х.), который был учеником Апостола Иоанна. Ириней утверждал, основываясь на авторитете Поликарпа, что Иоанн написал Евангелие в преклонных годах, когда жил в Ефесе, в Малой Азии («Против ересей», 2.22.5; 3.1.1). Все отцы церкви после Иринея считали Иоанна автором этого Евангелия. Климент Александрийский (ок. 150-215 г. по Р.Х.) писал, что Иоанн, знавший факты, изложенные в других Евангелиях, и движимый Духом Святым, составил «святое благовествование» (см. Евсевий, История церкви, 6.14.7).

Существенные отличительные особенности Евангелия подтверждают предание ранней церкви. В то время как синоптические Евангелия (Матфея, Марка, Луки) примерно 20 раз (включая аналогии) называют Апостола Иоанна по имени, в Евангелии от Иоанна он не упомянут прямо. Наоборот, автор предпочитает называть себя учеником, «которого любил Иисус» (13:23; 19:26; 20:2; 21:7, 20). Отсутствие какого-либо прямого упоминания имени Иоанна примечательно, когда рассматривается важная роль, которую играли в Евангелии другие названные ученики. Однако повторяющееся определение себя учеником, «которого любил Иисус», т. е. намеренное нежелание Иоанна называть свое имя, отражает его скромность и показывает его отношение к своему Господу Иисусу. В упоминании его имени не было необходимости, поскольку его первоначальные читатели знали определенно, что он был автором Евангелия. Также, анализируя главным образом материал в 20-й, 21-й главах, посредством метода исключения мы приходим к выводу, что этот ученик, «которого любил Иисус», является Апостолом Иоанном (например, 21:24; ср. 21:2). Поскольку автор Евангелия точен в упоминании имен других персонажей в книге, то, если бы автором был кто-то другой, а не апостол Иоанн, он не опустил бы имени Иоанна.

Анонимность Евангелия сильно подкрепляет аргументы в пользу авторства Иоанна, потому что написать Евангелие, так значительно отличающееся по форме и содержанию от других Евангелий и получившее единодушное одобрение ранней церкви, мог только человек с хорошо известным и выдающимся авторитетом апостола. И наоборот, апокрифические евангелия, которые писались с середины второго века и ложно приписывались апостолам или другим известным личностям, близко общавшимся с Иисусом, были, однако, со всеобщего одобрения, отвергнуты церковью.

Иоанн и Иаков, его старший брат (Деян. 12:2), были известны как «сыны Зеведеевы» (Мф. 10:2-4), а Иисус назвал их «сыны громовы» (Мк. 3:17). Иоанн был апостолом (Лк. 6:12-16) и одним из троих самых близких друзей Иисуса (вместе с Петром и Иаковом – ср. Мф. 17:1; 26:37), а также свидетелем и участником раннего служения Иисуса (1Ин. 1:1-4). После Вознесения Христа Иоанн стал «столпом» церкви в Иерусалиме (Гал. 2:9). Он нес служение с Петром (Деян. 3:1; 4:13; 8:14) до тех пор, пока не ушел в Ефес (предание говорит, что это было до разрушения Иерусалима), где он написал свое Евангелие и откуда римляне сослали его на Патмос (Отк. 1:9). Кроме Евангелия, которое носит его имя, Иоанн также написал три послания и книгу Откровения (Отк. 1:1).

Так как труды некоторых отцов церкви указывают на то, что Иоанн активно писал в преклонные годы и что он уже был знаком с синоптическими Евангелиями, многие датируют это Евангелие временем вскоре после их написания, но до времени написания Иоанном посланий и Откровения. Иоанн написал свое Евангелие ок. 80-90 г. по Р.Х., примерно через 50 лет после того, как он был свидетелем земного служения Иисуса.

Исторический фон и предпосылки написания

Стратегически важным фактом для понимания предпосылок написания Евангелия от Иоанна в окружающей обстановке является то, что, согласно преданию, Иоанн знал синоптические Евангелия. Очевидно, он написал свое Еванглие для того, чтобы внести особый вклад в письменное упоминание о жизни Господа («духовное Евангелие») и, отчасти, дополнить повествования Матфея, Марка и Луки.

Характерные особенности Евангелия подтверждают эту цель:

1. Иоанн предоставил большое количество уникального материала, не записанного в других Евангелиях.

2. Часто он сообщает сведения, которые помогают лучше понять события, описанные в синоптических Евангелиях. Например, хотя в них повествование начинается со служения Иисуса в Галилее, они предполагают, что и до этого у Иисуса было служение (например, Мф. 4:12; Мк. 1:14). Иоанн дает на это ответ описанием предшествующего служения Иисуса в Иудее (гл. 3) и Самарии (гл. 4). В Мк. 6:45, после насыщения 5 тысяч, Иисус побудил своих учеников переправиться в Вифсаиду через Галилейское море. Иоанн записал причину. Люди были готовы сделать Иисуса царем оттого, что Он чудесным образом умножил пищу, и Он уклонялся от их лукавых усилий (6:26).

3. Евангелие от Иоанна – самое богословское из Евангелий, содержащее, например, глубокий теологический пролог (1:1-18), больше поучительного материала и бесед, чем повествовательного материала (например, 3:13-17), и самый большой объем учения о Духе Святом (например, 14:16, 17, 26; 16:7-14). Хотя Иоанн был знаком с синоптическими Евангелиями и придал своему Евангелию их форму, в духе он был независим от их информации. Скорее при составлении этого Евангелия он под водительством Святого Духа использовал свои собственные воспоминания как очевидца (1:14; 19:35; 21:24).

Евангелие от Иоанна – единственное Евангелие из четырех, которое содержит определенное утверждение о цели автора при написании (20:30, 31). Он утверждает, что «сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:31). Таким образом, основная цель двоякая: евангелистская и апологетическая. Тот факт, что слово «веровать» встречается в этом Евангелии примерно 100 раз (синоптические Евангелия используют это слово меньше, чем наполовину), подтверждает евангелистскую цель. Иоанн написал свое Евангелие с тем, чтобы предоставить своим читателям основания для спасающей веры и, в результате, заверить, что они получат Божий дар вечной жизни (1:12).

Апологетическая цель тесно связана с евангелистской целью. Иоанн написал для того, чтобы убедить своих читателей в подлинности Иисуса как воплощенного Богочеловека, Чьи Божья и человеческая природы были соединены совершенным образом в одной Личности и Кто был предсказанным Христом («Мессией») и Спасителем всего мира (например, 1:41; 3:16; 4:25, 26; 8:58). Все Евангелие он строит вокруг 8 «чудес» или доказательств, которые удостоверяют истинную Личность Иисуса, ведущую к вере. Первая половина его труда сосредоточивается вокруг семи сверхъестественных знамений, избранных для того, чтобы открыть Личность Христа и пробудить веру: 1) претворение воды в вино (2:1-11); 2) исцеление сына царедворца (4:46-54); 3) исцеление парализованного (5:1-18); 4) насыщение множества народа (6:1-15); 5) хождение по воде (6:16-21); 6) исцеление слепого (9:1-41); 7) воскрешение из мертвых Лазаря (11:1-57); 8) чудесный улов рыбы (21:6-11) после Воскресения Христа.

Согласно евангелистским и апологетическим целям Евангелия от Иоанна, всеобъемлющая сущность Евангелия находится в 20:31 – «Иисус есть Христос, Сын Божий». Поэтому книга сосредоточена на Личности и труде Христа. Три преобладающих слова («чудеса», «веровать» и «жизнь») в 20:30, 31 постоянно получают новую выразительность по всему Евангелию, чтобы усилить тему спасения в Нем, которая вначале изложена в прологе (1:1-18; ср. 1Ин. 1:1-4) и затем разными способами снова отражается во всем Евангелии (например, 6:35, 48; 8:12; 10:7, 9, 11-14; 11:25; 14:6; 17:3). К тому же Иоанн дает описание того, как люди отзывались на Иисуса Христа и спасение, которое Он предложил. В итоге можно сказать, что Евангелие сосредоточивается: 1) на Иисусе как на Слове, Мессии и Сыне Божием; 2) на Том, Кто дает человечеству дар спасения; 3) на людях, которые принимают или отвергают предложение.

У Иоанна также представлены сравнительные подтемы, которые усиливают его основную мысль. Он применяет противопоставление (жизнь и смерть, свет и тьма, любовь и ненависть, свыше и внизу), чтобы передать жизненно важную информацию о Личности и деяниях Христа и о необходимости верить в Него (например, 1:4, 5, 12, 13; 3:16-21; 12:44-46; 15:17-20).

Здесь также есть 7 выразительных утверждений «Я ЕСМЬ», которые определяют Иисуса как Бога и Мессию (6:35; 8:12; 10:7, 9, 11, 14; 11:25; 14:6; 15:1, 5).

Проблемы толкования

Так как Иоанн изложил свое повествование в простой и понятной манере, есть опасность недооценивать глубину этого Евангелия. Поскольку Евангелие от Иоанна – «святое» благовествование (см. Автор и время написания), оно передает глубокие истины. Для того чтобы открыть огромные богатства духовных сокровищ, которые апостол под водительством Святого Духа (14:26; 16:13) с любовью оставил в своем Евангелии, читатель должен молитвенно и тщательно исследовать книгу.

Хронологический расчет в Евангелии от Иоанна и в синоптических Евангелих представляет трудность, особенно в отношении времени Последней Вечери (13:2). В то время, как синоптические Евангелия изображают учеников и Господа на Последней Вечере, евших пасху в четверг вечером (14-го Нисана), и Иисуса, распятого в пятницу, Евангелие от Иоанна утверждает, что иудеи не вошли в преторию, «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (18:28). Следовательно, ученики ели пасху в четверг вечером, а иудеи не ели. И в самом деле, Иоанн (19:14) утверждает, что страдания и распятие Иисуса произошли в день подготовки к Пасхе, а не после того, как пасху ели, так что, пострадав и быв распят в пятницу, фактически Христос отдал Свою жизнь в то самое время, когда приносили в жертву пасхального агнца (19:14). Встает вопрос: почему ученики ели пасху в четверг?

Ответ заключается в том, что иудеи по-разному отсчитывали начало и окончание дня. Из Иосифа Флавия, Мишны и из других древнееврейских источников известно, что иудеи в северной Палестине считали дни от восхода до восхода. Эта область включала Галилею, где выросли Иисус и все ученики, за исключением Иуды. Очевидно, большинство фарисеев, если не все, пользовались этой системой исчисления. Но иудеи в южной части, центром которой был Иерусалим, подсчитывали дни от заката до заката. Так как все священники обязательно жили в Иерусалиме или возле него, как и большинство саддукеев, они следовали южной системе.

Несомненно, такое отклонение иногда вызывало недоразумения, но оно имело также практические преимущества. Например, во время Пасхи оно давало возможность законно отмечать праздник два дня подряд, тем самым позволяя приносить жертвы в храме в общей сложности в течение не двух, а четырех часов. Такое разделение дней, может быть, также имело целью ослабить как региональные, так и религиозные разногласия между двумя группами.

Исходя из этого легко объясняются кажущиеся неоответствия в евангельских повествованиях. Будучи галилеянами, Иисус и ученики считали, что день Пасхи начался после восхода солнца в четверг, а закончился при восходе солнца в пятницу. Иудейские вожди, арестовавшие и судившие Христа, будучи в основном священниками и саддукеями, считали, что день Пасхи начнется в четверг на закате и закончится в пятницу при заходе солнца. Посредством такой разницы, предопределенной суверенным Божьим постановлением, Иисус мог законно праздновать с учениками последнюю пасхальную вечерю и все же отдать Свою жизнь и быть принесенным в жертву в день Пасхи.

И снова можно видеть, как Бог суверенно и чудесно заботится о точном исполнении Своего плана искупления. Иисус был Кем угодно, только не Жертвой коварных замыслов людей, и еще меньше – слепого случая. Каждое произнесенное Им слово и каждое совершенное Им действие направлялись и надежно защищались Богом. Даже слова и поступки других против Него контролировались Богом. См., например, 11:49-52; 19:11.

План

I. Воплощение Божьего Сына (1:1-18)

А. Его предвечное существование (1:1, 2)
Б. Его деяния до воплощения (1:3-5)
В. Его Предтеча (1:6-8)
Г. Его отвержение (1:9-11)
Д. Его принятие (1:12, 13)
Е. Его Божья природа (1:14-18)

II. Свидетельства об Иисусе как о Сыне Божьем (1:19–4:54)

А. Свидетельство Иоанна Крестителя (1:19-34)

1. Религиозным вождям (1:19-28)
2. При крещении Христа (1:29-34)

Б. Свидетельство ученикам Иоанна (1:35-51)

1. Андрею и Петру (1:35-42)
2. Филиппу и Нафанаилу (1:43-51)

В. Свидетельства в Галилее (2:1-12)

1. Первое чудо: превращение воды в вино (2:1-10)
2. Вера учеников (2:11, 12)

Г. Свидетельства в Иудее (2:13–3:36)

1. Очищение храма (2:13-25)
2. Изложение учения Никодиму (3:1-21)
3. Проповедь Иоанна Крестителя (3:22-36)

Д. Свидетельства в Самарии (4:1-42)

1. Свидетельство самарянке (4:1-26)
2. Свидетельство ученикам (4:27-38)
3. Свидетельство жителям Самарии (4:39-42)

Е. Свидетельства в Галилее (4:43-54)

1. Принятие жителями Галилеи (4:43-45)
2. Второе чудо: исцеление сына царедворца (4:46-54)

III. Противление Иисусу как Сыну Божьему (5:1–12:50)

А. Противление на празднике в Иерусалиме (5:1-47)

1. Третье чудо: исцеление парализованного (5:1-9)
2. Отвержение иудеями (5:10-47)

Б. Противление во время Пасхи (6:1-71)

1. Четвертое чудо: насыщение 5 тысяч (6:1-14)
2. Пятое чудо: хождение по воде (6:15-21)
3. Учение о Хлебе Жизни (6:22-71)

В. Противление на празднике кущей (7:1–10:21)

1. Враждебность (7:1–8:59)
2. Шестое чудо (9:1–10:21)

Г. Противление на празднике обновления (10:22-42)
Д. Противление в Вифании (11:1–12:11)

1. Седьмое чудо: воскрешение Лазаря (11:1-44)
2. Фарисеи замышляют убить Христа (11:45-57)
3. Мария помазывает Христа (12:1-11)

Е. Противление в Иерусалиме (12:12-50)

1. Торжественный вход (12:12-22)
2. Рассуждение о вере и отвержении (12:23-50)

IV. Подготовка учеников Сына Божьего (13:1–17:26)

А. В горнице (13:1–14:31)

1. Умывание ног (13:1-20)
2. Сообщение о предательстве (13:21-30)
3. Рассуждение об уходе Христа (13:31–14:31)

Б. По дороге в сад (15:1–17:26)

1. Наставление учеников (15:1–16:33)
2. Ходатайство перед Отцом (17:1-26)

V. Казнь Сына Божьего (18:1–19:37)

А. Отвержение Христа (18:1–19:16)

1. Его арест (18:1-11)
2. Суды над Христом (18:12–19:16)

Б. Распятие Христа (19:17-37)

VI. Воскресение Сына Божьего (19:38–21:23)

А. Погребение Христа (19:38-42)
Б. Воскресение Христа (20:1-10)
В. Явления Христа (20:11–21:23)

1. Марии Магдалине (20:11-18)
2. Ученикам без присутствия Фомы (20:19-25)
3. Ученикам в присутствии Фомы (20:26-29)
4. Заявление о цели Евангелия (20:31, 32)
5. Ученикам (21:1-14)
6. Петру (21:15-23)

VII. Заключение (21:24, 25)

Пасторская Конференция
Пасха
Псалтирь
Рождество
Семья
Учение о Загробной Жизни
Царство Божие
Церковь
Разные Проповеди
 
Полнота Жизни
Практика Христианской Жизни
Неемия
Есфирь
Иов
День Отца
Евангелие
Духовные Плоды