Послание адресовано церкви в городе Ефесе – столице Римской провинции Асии (Малая Азия, современная Турция). Поскольку название г. Ефеса упоминается не во всех ранних рукописях, некоторые исследователи полагают, что данное послание предназначалось для распространения по всем церквам Малой Азии и впервые попало к верующим в Ефесе.

Автор и время написания

Нет никаких оснований сомневаться в авторстве Павла. Он упоминается как автор в начальном приветствии (1:1; 3:1). Послание было написано во время заключения Павла под стражей в Риме (Деян. 28:16-31) где-то между 60 и 62 гг. по Р.Х., и поэтому его часто называют тюремным посланием (как и послания к Филиппийцам, к Колоссянам и к Филимону). Возможно, оно было написано почти одновременно с посланиями к Колоссянам и к Филимону и передано через Тихика (Еф. 6:21, 22; Кол. 4:7, 8). См. во Введении к Филиппийцам: Автор и время написания, где исследуется вопрос о городе, из которого писал Павел.

Исторический фон и предпосылки написания

Похоже, что в Ефесе благая весть была впервые услышана через Прискиллу и Акилу, исключительно одаренных людей (см. Деян. 18:26), которых Павел оставил там во время своего второго миссионерского путешествия (Деян. 18:18, 19). Расположенный в устье реки Каистра (на восточном берегу Эгейского моря) город Ефес был более всего знаменит великолепным храмом Артемиды (Дианы) – одним из семи чудес света. Он был также важным политическим, образовательным и торговым центром, равным Александрии в Египте и Антиохии Писидийской в южной части Малой Азии.

Росток церкви, посаженный Прискиллой и Акилой, был впоследствии прочно укоренен Павлом во время его третьего миссионерского путешествия (Деян. 19), где он прослужил там пастором около 3 лет. После Павла общиной руководил Тимофей около полутора лет. Ему пришлось противостоять лжеучению нескольких авторитетных людей (таких, как Именей и Александр), которые были людьми почтенного возраста (1Тим. 1:3, 20). Из-за этих людей церковь была заражена «баснями и родословиями бесконечными» (1:4) и такими чуждыми Писанию идеями, как запрет вступать в брак и не употреблять в пищу некоторые продукты (4:3). Хотя эти лжеучителя не понимали Писания, они с уверенностью распространяли свои нечестивые истолкования (1:7), которые вызывали в церкви «больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1:4). Лет тридцать спустя Христос дал Апостолу Иоанну слово для этой церкви, указав, что ее члены оставили свою первую любовь к Нему (Отк. 2:1-7).

Исторические и теологические темы

Первые три главы носят теологический характер с изложением учения Нового Завета, в то время как три последние главы носят практический характер и сосредоточены на христианском поведении. Кроме того, в данном Послании содержатся ободрение и наставление, напоминающие верующим о бесценных благословениях в Иисусе Христе и о том, что нужно не только благодарить за эти благословения, но и жить достойной их жизнью. Несмотря на великие благословения, которые христианин имеет в Иисусе Христе (и отчасти даже из-за них), сатана наверняка будет искушать его чувством самодовольства. Именно по этой причине в последней главе Павел напоминает верующим о духовном всеоружии, заключающемся для них в Слове Божием и Святом Духе (6:10, 17), и о необходимости быть бдительными и пребывать в постоянной молитве (6:18).

Ключевой темой послания является тайна (т.е. еще не раскрытая истина) Церкви, заключающаяся в том, чтобы «и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (3:6). Эта истина была полностью сокрыта от святых Ветхого Завета (ср. 3:5, 9). Все верующие в Иисуса Христа, Мессию, равны перед Господом как Его дети и граждане Его вечного Царства – вот чудесная истина, которая доступна только верующим века сего. Павел также говорит о тайне Церкви как невесте Христа (5:32; ср. Отк. 21:9).

В послании также раскрывается еще одна важная и ранее неизвестная народу Божьему истина о Церкви как о теперешнем духовном земном теле Иисуса Христа. Эта метафора описывает Церковь не как организацию, а как живой организм, состоящий из взаимозависимых и сообразных частей. Христос есть Глава тела, а Дух Святой – его живая кровь. Тело действует через правильное использование его членами различных духовных даров, ниспосланных каждому верующему свыше Духом Святым.

Другие важные темы послания посвящены богатству и полноте благословения для верующих. Павел пишет о «богатстве благодати Его» (1:7), о «неисследимом богатстве Христовом» (3:8) и о «богатстве славы Его» (3:16). Павел призывает верующих «исполниться всею полнотою Божиею» (3:19), придти «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (4:13) и «исполняться Духом» (5:18). Богатство во Христе основывается на: Его благодати (1:2, 6, 7; 2:7), Его мире (1:2), Его воле (1:5), Его благоволении (1:9), Его славе (1:12, 14), Его призвании и наследии (1:18), Его могуществе и силе (1:19; 6:10), Его любви (2:4), Его устроении (2:10), Его Святом Духе (3:16), Его приношении и жертве (5:2) и Его всеоружии (6:11, 13). В этом послании слово «богатство» используется 5 раз, «благодать» – 12 раз, «слава» – 8 раз, «полнота» или «исполненный» – 6 раз, ключевые слова «в Нем» или «во Христе» – 12 раз.

Проблемы толкования

В целом, теологические положения послания ясные, недвусмысленные и не вызывают серьезных споров по истолкованию. Есть, однако, несколько мест, которые требуют тщательного разбора, а именно: 1) 2:8, в котором нужно решить, являются ли спасение или вера даром; 2) 4:5, где нужно различать виды крещения и 3) 4:8, в его связи с Пс. 67:19.

План

I. Приветствие (1:1, 2)

II. Божий план для Церкви (1:3–3:13)

А. Предназначение во Христе (1:3-6а)
Б. Искупление во Христе (1:6b-10)
В. Наследие во Христе (1:11-14)
Г. Источники во Христе (1:15-23)
Д. Новая жизнь во Христе (2:1-10)
Е. Единство во Христе (2:11–3:13)

III. Божия полнота для Церкви (3:14-21)

IV. Божий план для подлинной церкви (4:1-6)

V. Божий Сын одаривает и созидает Церковь (4:7-16)

VI. Божий пример и законы для членов церкви (4:17-32)

VII. Божьи повеления для жизни церкви (5:1-21)

А. Поступать по любви (5:1-7)
Б. Жить во свете (5:8-14)
В. Поступать по мудрости и здравомыслию (5:15-18а)
Г. Исполнение Духом Божиим (5:18b-21)

VIII. Божьи наставления о власти и подчинении в церкви (5:22–6:9)

А. Мужья и жены (5:22-33)
Б. Родители и дети (6:1-4)
В. Господа и рабы (6:5-9)

IX. Божье снаряжение для духовных битв Его детей (6:10-17)

А. Брань верующего (6:10-13)
Б. Оружие верующего (6:14-17)

X. Божий призыв к молитве в церкви (6:18-20)

XI. Прощальное благословение (6:21-24)

Заголовок Библейский стих Проповедник Дата
Все оружие Божье 13.08.2017
Дела Божии 05.03.2017
Величие Любви Иисуса Христа К Ефесянам 5:25
К Ефесянам 5:1-2
01.10.2014
Всеоружие Божье К Ефесянам 6:10-24 14.09.2014
Жизнь в Любви К Ефесянам 5:1-2 08.01.2014
Принципы Новой Жизни (Часть 2) К Ефесянам 4:28-32 27.11.2013
Принципы Новой Жизни (Часть 1) К Ефесянам 4:25-32 27.10.2013
Жизнь Нового Человека К Ефесянам 4:20-21 10.07.2013
Бесчувствие К Ефесянам 4:18-20 19.06.2013
Наша Роль в Церкви К Ефесянам 4:16 08.05.2013
Цель Божьего Плана К Ефесянам 4:13-15 17.02.2013
Развитие, Цель и Магущества Божьего Плана К Ефесянам 4:12-16 02.01.2013
Кто Такие Пастыри и Учители? К Ефесянам 4:11 11.11.2012
Кто Такие Евангелисты и Пастыри? К Ефесянам 4:11 28.10.2012
Кто такие Апостолы и Пророки? К Ефесянам 4:11 30.09.2012
Духовные Дары К Ефесянам 4:8-10 04.07.2012
Индивидуальные Дары Христа Верующим К Ефесянам 4:7-11 16.05.2012
Снисходительная Любовь и Единство К Ефесянам 4:1-3 22.04.2012
Кротость и Долготерпение К Ефесянам 4:1-2 25.03.2012
Характерные Черты Достойной Жизни К Ефесянам 4:1-3 12.02.2012